Коаны

 

  Что может быть глупее, чем официально утверждённое толкование коана? Дао, которое можно выразить словами не есть истинное Дао.

Конфуций  — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

 

1)  Цзы-Юй представил великого китайского мыслителя Конфуция сунскому министру. Когда Конфуций удалился, Цзы-Юй вошёл к министру узнать его мнение о госте.
   — После того как я увидел Конфуция, — сказал министр, — вы уже кажетесь мне крошечным, как вошь или блоха. Я сегодня же представлю его государю.
   И тогда Цзы-Юй, опасаясь, что государь слишком возвысит Конфуция, сказал министру:
   — Когда государь увидит Конфуция, вы тоже покажетесь ему вошью или блохой!
   И министр отказался от своего намерения.

2)  Конфуций о тщеславии Однажды один из учеников Конфуция, Цзы Лу (Zi Lu) нарядился, желая показать себя, и посетил Конфуция. Конфуций спросил его: "Чжун Ю (Zhongyou) (ласковое имя Цзы Лу), чем Вы столь гордитесь? Когда река Янцзы возникает из Гор Мин, ее мощь столь ограничена, что она может нести только пустые винные сосуды. Но когда она достигает моря, её поток так мощен, что она может легко перевернуть судно, пересекающее её. Разве это не потому, что у реки больше воды внизу по течению? Теперь Вы, весь наряженный, с горделивым взглядом, кажется, готовы командовать людьми вокруг и не слушать тех, которые смели бы указать Вам на ваши недостатки?"Цзы Лу быстро вышел из комнаты и возвратился, одев что-то попроще. Конфуций сказал: "Чжун Ю, помните, что те, кто говорит слишком много, - обманчивы, те, кто любит хвастаться, - хвастуны и те, кто не может ограничить свой ум и способности, - люди без достоинства". "Поэтому, человек с достоинством говорит только то, что знает, что является целью речи. Он не станет лгать, если не способен к выполнению дела, это является руководящим принципом. Если Вы говорите разумно - это является мудростью. Если Вы действуете с принципами - это достоинство. Если у Вас есть и мудрость, и достоинство, что ещё нужно?"

 *****************************************************************************

 
Лунь Юй  — наряду с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» — один из наиболее знаменитых текстов Дальнего Востока. Главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

 

 

Цитаты

  • Богатство и знатность составляют предмет человеческих желаний, но благородный муж ими не пользуется, если они достались незаконным путем.
  • Народ можно заставлять следовать должным путем, но нельзя ему объяснить — почему.
  • Есть грубую пищу, пить воду и спать на согнутом локте — в этом тоже заключается удовольствие. Неправедное богатство, при том соединенное с знатностью, для меня подобно мимолетному облаку.
  • Человек, который не думает о том, что может случиться в будущем, обязательно вскоре столкнется с горестями.
  • Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
  • Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим.
  • Три вида дружбы приносят пользу и три — вред. Когда дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой проницательностью — это приносит пользу; когда дружишь с человеком или неискренним, или изворотливым, или бойким на язык — это приносит вред.
  • Три вида радости приносят пользу и три вида — вред. Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми — это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам — это приносит вред.
  • Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.
  • Когда мы говорим о ритуале, имеем ли мы в виду лишь преподношение яшмы и парчи? Когда мы говорим о музыке, имеем ли мы в виду удары в колокола и барабаны?
  • Трудно весь день только есть и ни о чем не заботиться! Разве нет поэтому людей, занятых азартными играми и шахматами? И разве те, кто так поступает, похожи на мудрых?
  • Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть.
  • Так как нельзя найти людей, придерживающихся середины в поведении, приходится иметь дело с людьми или несдержанными, или осторожными. Несдержанные берутся за все, а осторожные избегают нехороших дел.
  • С человеком, с которым можно вместе учиться, нельзя вместе стремиться к достижению правильного пути. С человеком, с которым можно вместе стремиться к достижению правильного пути, нельзя вместе утвердиться на этом пути. С человеком, с которым можно вместе утвердиться на правильном пути, нельзя вместе действовать сообразно обстоятельствам.
  • Мудрый не испытывает сомнений, человеколюбивый не испытывает печали, смелый не испытывает страха.
  • Учитель категорически воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично.
  • С теми, кто выше посредственности, можно говорить о возвышенном; с теми, кто ниже посредственности, нельзя говорить о возвышенном.
  • Цзы-гун сказал: «То, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим». Учитель сказал: «Сы! Этого добиться невозможно!»
  • Когда Цзай Во спал днем, учитель сказал: «На гнилом дереве не сделаешь резьбы, грязную стену не сделаешь белой. К чему ругать Во?»
  • Учитель сказал: «Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела. Я изменил свой подход из-за Цзай Во».
  • Тот, кто действует, стремясь к выгоде для себя, вызывает большую неприязнь.
  • Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.
  • Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда кто-либо поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?
  • Стрела не обязательно пронзает мишень, ибо силы людей не одинаковы. Это древнее правило.
  • Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда, сможет ли человек скрыть, что он собой представляет?
  • В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала.
  • Я беседовал с Хуэем целый день, и он, как глупец, ни в чем мне не прекословил. Когда он ушел, подумал о нем и смог понять, что Хуэй далеко не глупец.
  • Если выразить одной фразой смысл трехсот стихов «Ши цзин», то можно сказать, что в них нет порочных мыслей.
  • Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

 

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

© koan-dzen ( 2011 ) S.A.

Конструктор сайтовuCoz